Подать заявкуГлавная//Результаты//Премия 2015//Номинация «Мой наставник»//Я должен сделать так, чтобы мои ученики превзошли меня

Я должен сделать так, чтобы мои ученики превзошли меня

Номинации для представителей СМИ

Престиж врачебной профессии во многом зависит от общественного мнения. А формирует его «четвертая власть» – средства массовой информации. Поэтому мы благодарны тем, кто публикует объективные материалы о деятельности врачей, и считаем этих людей достойными награды.

Номинации для медицинских работников

Молодые и опытные, столичные и провинциальные, педиатры и геронтологи, нас всех объединяет любовь к профессии и чувство долга. Сейчас у нас есть возможность выбрать самых лучших и поблагодарить за то, что они делают для всех нас!

Номинации для территориальных и профессиональных общественных объединений медицинских работников

В каждом регионе нашей страны зарегистрировано огромное количество профессиональных общественных медицинских объединений. Одни существуют лишь на бумаге, а другие реально работают для того, чтобы хоть немного изменить ситуацию в лучшую сторону.

Сложно представить выпускника или студента Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, который бы не знал заслуженного врача РФ, доктора медицинских наук, профессора Сергея Степановича Якушина. В 1976 году он сам с отличием окончил Рязанский медицинский институт, и с 1979 года его работа тесно связана с этим учебным заведением. А в 1993 году Сергей Якушин возглавил кафедру госпитальной терапии, которой и руководит по сей день. Он – опытный клиницист и известный ученый, создавший научную школу, которая послужила уверенному старту десятков ученых и практикующих врачей. «Он – настоящий учитель, Учитель с большой буквы, который вдохновляет», – добавляют его ученики. Сегодня воспитанники Якушина – это руководители клиник, общественных медицинских организаций, заведующие отделениями крупных лечебных учреждений, победители региональных, всероссийских и международных конкурсов.

Сергей Степанович Якушин

Номинация «Мой наставник».
Лауреат Премии Национальной медицинской палаты.

Заведующий кафедрой госпитальной терапии, профессор

Конкурсные материалы

Смотреть на YouTube

Эссе

– Сергей Степанович, а что для вас означает само понятие «наставник»?

– Наставник – это учитель, который обучает медицине, науке и педагогике. Я должен передать ученикам свои знания и сделать так, чтобы мои ученики превзошли меня. Сегодня, когда я уже, вроде бы, многого достиг, все равно продолжаю учиться, езжу на конгрессы, конференции, форумы, выступаю, готовлю доклады. Как ни парадоксально, но некоторым вещам я и сам учусь у своих воспитанников. На кафедре мы часто устраиваем обсуждения, когда обговариваем какую-то научную идею, ищем рациональное решение для той или иной проблемы, намечаем стратегию и тактические задачи для поиска наилучшего варианта. Ребята – очень творческие. Такая слаженная работа позволяет нашей кафедре находиться на хорошем счету.

– А кем были ваши наставники и учителя?

– Первыми моими учителями были родители. Я вырос в семье врачей, они были очень известными специалистами, и многое я взял от них. Когда уже поступил в вуз, моим учителем был ассистент кафедры, который очень много времени уделял своим ученикам. Он проводил кружки два раза в неделю. И это было так интересно, что там собиралось не менее 30-40 человек с разных курсов. Я начал ходить туда с третьего курса, это было так интересно, так полезно. И хочу сказать, что работа со студенческим кружком никак не оплачивалась дополнительно, просто она приносила огромное удовольствие и вдохновение как моему наставнику, так и его ученикам. К сожалению, он рано ушел из жизни, но мы, его ученики, до сих пор собираемся и приходим почтить его память.

Еще один мой педагог – профессор В.Я. Гармаш. Под его руководством я защищал кандидатскую и докторскую диссертации.

Это мои главные учителя, но были наставники и по отдельным дисциплинам, у которых каждый студент, каждый интерн и каждый ординатор получал что-то, что давало возможность развиваться. Я часто езжу на конгрессы, семинары, выступаю И с непониманием отношусь к тем людям, которые говорят: «Ну, что такое, ничего нового не было на конгрессе». Не может такого быть! Если человек реально работал, а не занимался исключительно культурной программой, то он обязательно получит какие-то новые данные, пищу для размышлений. Есть такая хорошая фраза: «От частого повторения молитва хуже не становится». Поэтому если человек даже просто подтвердил свои знания в какой-то области, то это – тоже плюс к его профессионализму.

– Вы упомянули о том, с каким энтузиазмом ходили студенты в медицинский кружок. А что интересно современным студентам? Как вы прививаете им любовь к науке?

– Конечно, я не могу похвастать, что у нас так много кружковцев, как было, когда я учился. Но около 20 человек ходят регулярно, участвуют в итоговых научных конференциях. Мы уже много лет назад создали уютную атмосферу на таких конференциях, где уже подводится итог научной работы студентов, приходят преподаватели, врачи, интерны, ординаторы. Конечно, главное, чем можно привлечь студентов – это тематика их исследований. Предлагая научную тематику, я не отмахиваюсь – вот тебе тема, иди, готовься и выступай. Мы стараемся найти что-то действительно интересное. Ведь любая научная работа начинается с литературного поиска, и когда студент видит, что то, что он пытается сделать (пусть пока по-студенчески), еще не до конца исследовано, то это становится интересным, появляется мотивация.
Бывают очень интересные научно-практические конференции, где демонстрируются и разбираются редкие, тяжелые, интересные случаи, где мы иногда по несколько дней (а то и недель) ломаем голову над тем, чтобы поставить правильный диагноз – это тоже очень хорошая учеба.
Конечно, жизненно необходимо использовать при обучении современные технологии, учить новейшим методам.

– Какие личностные качества необходимо развивать будущим врачам, чтобы они смогли успешно работать в медицине?

– Очень важно привить студентам такое отношение к больным, которое было привито мне моими учителями в 60-70 годы – когда мы знаем и помним имена и отчества своих пациентов, обращаемся к ним с уважением (я уж не говорю о понимании и сострадании к их страданиям, боли). Недаром же существует крылатое выражение: «Если после разговора с врачом больному не стало лучше, значит, это плохой врач». И еще одно: «Словом можно вылечить». Поэтому многое зависит не только от профессионального уровня подготовки врача. Огромное значение имеет и человеческое отношение. Важно наладить контакт с пациентом еще в первые сутки госпитализации. Я своих студентов учу, что каждой доктор должен уметь использовать элементы психотерапии.

– У вас богатый преподавательский опыт. На ваш взгляд, отличается ли чем-то нынешнее поколение студентов от студентов прошлых лет? Например, тех, что учились десятилетие или два назад?

– Трудный вопрос. В массе своей уровень медицинского студенчества снизился, это многим хорошо известно. Но на потоке всегда есть несколько десятков студентов, которые очень любопытны, которым все интересно. них горят глаза, они рвутся войти в палату для того, чтобы дежурить. И, на мой взгляд, это ключевой момент в обучении студентов медицинского вуза – их работа у постели больного. Какой бы ни был великолепный преподаватель, как бы он не заинтересовал вас – чем больше времени вы проведете в палате рядом с больным, тем большему научитесь. Каждый больной индивидуален, но нет такого, к которому нельзя было бы найти подход. Это очень важно, этот практический опыт, чтобы потом не потеряться среди маститых врачей, чтобы наработать практические знания и высказывать свою точку зрения. И я всегда учу своих студентов: если вы уверены в своей правоте, то тактично, но отстаивайте свою точку зрения. А без практики – это невозможно.

– А часто ли приходится быть строгим? Пересдают вам экзамены часто?

– Думаю, что преподаватель я достаточно строгий, но стараюсь понимать студентов, в чем-то идти им навстречу. Однако никакой «халтуры» не приемлю. В прошлом году поставил две двойки на итоговой государственной аттестации. Такого давно не было, это были две девочки, не с нашей кафедры. Им вообще неинтересна медицина. И, по-моему, они даже не были расстроены, получив двойки. Таким студентам не место в вузе и в профессии.

Хорошо, что такие у нас, как правило, не задерживаются. И хорошо, что гораздо больше примеров, когда можно гордиться достижениями учеников. Например, совсем недавно, в апреле, моя аспирантка первого года обучения послала свою работу на международный конкурс «Ломоносов-2015» в МГУ. Она приехала, прошла постерную сессию, ее отобрали на устный доклад, и среди 25 выступлений по фундаментальной медицине ее доклад занял первое место. Конечно, она гордилась, и я был рад за нее. Но сказал: «Смотри, не загордись, это только первый год, это только первый успех, надо еще работать, работать и работать, а не почивать на лаврах». Конечно, такие примеры вдохновляют и студентов, и их преподавателей.

– Многие полагают, что сейчас в медицине практически утерян институт наставничества. Вы согласны с этим?

– Я считаю, что все зависит от педагога. Личность, в том числе и в педагогике, решает очень многое. Все мы знаем руководителей, которым мало что нужно или вовсе ничего не нужно. Знаем, что такое формальное отношение к делу – тогда и результат соответствующий. Когда я еще был ассистентом доцента, то моя задача состояла в том, чтобы привить любовь к терапии (для начала), чтобы студенты поняли и полюбили эту медицинскую специальность. И сейчас постоянно очень много желающих поступить к нам на кафедру госпитальной терапии для постдипломного образования.

– Сегодня многое меняется в здравоохранении России, как вы оцениваете эти изменения?

– Как мы любим говорить в науке, есть благоприятные тенденции. Они связаны с тем, что в последние годы появился стратегический подход к лечению многих серьезных заболеваний. Он связан с профилактикой кардиологических, онкологических и многих других заболеваний. Это совершенно правильная тенденция.

– А что вы скажете о переменах в организации самой системы здравоохранения?

– Конечно, многое еще надо менять. Не секрет, что в нашей отрасли есть дефицит кадров, особенно в сельских районах. Я, честно говоря, сторонник той старой системы, когда, отучившись в вузе, человек уезжал по распределению работать в районы на три года. Эта система, по крайней мере, на три года обеспечивала удаленным районам специалистов.

Материально-техническая база в сельской местности, опять же, недостаточна, порой не хватает самых простых приборов. Но все-таки есть и позитивные перемены. Строятся, например, межрайонные центры – это правильно, помогает приблизить специализированную помощь к населению и сделать ее доступнее. Есть еще над чем работать. И много.

– Какое напутствие вы могли бы дать тем, кто только приходит в профессию?

– Учиться у опытных профессионалов – чем больше, тем лучше. Заниматься самообразованием: как теоретической подготовкой, так и практической. Не надо жалеть времени на учебу.

При поддержке

Новости Все новости

В этом году Премия будет вручаться уже в четвертый раз. Сегодня это престижнейшая награда в отрасли. На четвертый год своего существования Премия Национальной медицинской палаты стала не только символом признания заслуг и успешности работы медицинских работников, журналистов и общественных организаций, но и возможность обозначить самый широкий спектр проблем в здравоохранении, а также консолидировано найти способы их решения. Не случайно в этом году премия пройдет в рамках масштабного Конгресса «Российское здравоохранение сегодня: проблемы и пути решения», который проводится совместно с Минздравом России.

14.10.2016

Врачи с большой буквы. Кто получил премию Национальной медицинской палаты

02.10.2016

Награждены победители конкурса на Премию «Национальной Медицинской Палаты»